Ниже по течению внезапно обнаруживается мост к таким же жилым комплексам с ловко отвоеванными у реки придомовыми территориями, используемыми в основном для стоянки автомобилей. Конечно же просвет под мостом, в проекте которого не предусмотрено даже заглубление опоясывающего основания ростверка, допускающее низовой размыв, просвет забивается мгновенно. Это привело к разливу реки на всем доступном по высоте прохода гребня паводка месте.

Весьма сомнительно, что строительство мостового сооружения шириной 10,2 метра между берегозащитными стенами без учета скругления арки и высотой 2,3 метра от уровня воды без учета скругления арки имеет под собой хоть какое-то документальное основание, оправдывающее факт его существования. С другой стороны, если какая бы то ни было проектная документация вообще существует, весьма интересно посмотреть в глаза представителям организаций, поставивших подписи под разрешением на строительство этого недоразумения, являющего собой скорее плотину нежели мост.

Это недоразумение заужает русло и создает подпор воды при прохождении паводка.

Обратите внимание, что здание расположено предельно низко относительно реки, а стоянка имеет место быть размещенной, что характерно, в реке:

2.

Расположенный в пойме реки перед таким мостом многоэтажный дом затопило в результате разлива реки капитально, имущество жильцов уничтожено:

3.

Но это не самое интересное. Порой в ходе изучения особенностей застройки реки (как бы дико с точки зрения здравомыслящего человека это не звучало) можно встретить и более интересные объекты, существование которых уже освещалось в местной прессе.

Здание, отчаянно напоминающее по компоновке и расположению помещений станцию технического обслуживания автомобилей и/или автомойку, расположено на несуществующем участке земли.

Точнее, на земельном участке, которого не могло существовать:

4.

Он материализовался в русле реки Малой Хероты с одной стороны и русле реки Большая Херота с другой. Участок земли. Пренебрежем на минуту самим фактом появления участка земли в русле реки, перегораживающим его строго перпендикулярно ходу течения на пару десятков метров и сыгравшего значительную роль в подъеме воды в долине, равно как и вышеупомянутые мосты. Обратимся к законодательной базе. Хозяйственные объекты подобного направления запрещено строить на определенном расстоянии от объектов водопользования. Но разве где-то сказанно, что нельзя его построить в реке? То-то же, учитесь:

5.

6.

На протяжениипродвижения вдоль основного ствола речной системы, а так же притоков первого, второго и следующих порядков, наблюдается хаотичная застройка русла и пойменой зоны.

Повсеместно, берега отсыпаются гравийно-песчанной смесью на требующуюся произвольному застройщику ширину, и собственно говоря застраивается. Бесконтрольно.

С одной стороны отсыпка до середины русла и строительство какого-то, очевидно торгового комплекса, площади которого уже можно арендовать (смотри телефон):

7.

С другой стороны русло так же заблокировано какой-то застройкой и опорной стеной, перпендикулярно движению воды в реке.

Так как данное место расположено ниже по течению после слияния малой и большой рек, поступление воды в эту точку за единицу времени было значительно большим, нежели прежде и постоянно подпитывалось. Но русло в месте, где ширина вместе с пойменной зоной должна превышать отметку в пятьдесят метров, мы имеем клещи. Это не горная река, перепад не большой, в постройке даже не выдавило стекла, однако река взята в клещи. Вода ищет выход и находит его, рассредотачивая гребень паводка по всей территории долины, называемой адлерский Чайсовхоз. В каждом подобном этому месте наблюдалось поднятие воды, не способной уместиться в узкие проходи и перетекающей по долине на улицы Петрозаводская и Гастелло:

8.

В районе Адлерского ЗЖБИ принадлежащего структурам Олега Дерипаски по той же схеме, к примеру, прямо в реке строительным мусором и грунтом, с особым цинизмом привезенным из речной системы реки Мзымта, отсыпана площадка для отстоя частного грузового и строительного транспорта:

9.

Эти и многие другие факты заужения русла реки с притоками разного порядка бассейна Хероты говорят нам о системной проблеме антропогенного характера, связанной с одним из методов решения земельного вопроса в Сочи. Если нет средств на приобретение земельного участка под произвольные строительные нужды среди имеющихся в ассортименте на продаже, то возможно в некотором роде дешевле земельный участок требуемой площади элементарно создать, произведя отсыпку необходимой площади русла гравийно-песчанной смесью в достаточном объеме, тем самым отвоевав у природы искомое.

В принципе, если у кого-то есть сомнения касаемо законности или не законности строительства в пойменной зоне и самой реке, то здесь требуется внести ясность. Сейчас будет некоторое количество смертной тоски в виде перечисления необходимого, но не исчерпывающего перечня всякой документации для того, чтобы возвести к примеру мост. Или еще какой жилой многоэтажный комплекс на одной из кубаских рек.

Необходимо учитывать тот факт, что организация работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, расположенных на охраняемой природной территории, должны быть разделены на несколько этапов.
Что касается проведения проектных работ, предопределена последовательность действий:
1. Провести инженерные изыскания – п. 1 ст. 47 Градостроительного кодекса РФ. Перед проведением изысканий необходимо получить разрешение на выполнение этих работ, видимо, у администрации города.
2. Провести архитектурно-строительное проектирование  – ст. 48 Градостроительного кодекса РФ. Для начала проектирования необходимо заказать градостроительный план земельного участка (п. 10 гл. 3.2 Правил землепользования и застройки г. Сочи ).
3. Правом на осуществление строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территории города Сочи обладают правообладатели земельных участков , перечисленные в п .6 параграфа 3 Части I Правил в границах принадлежащих им земельных участков, при условии , что указанные земельные участки сформированы и зарегистрированы в соответствии с требованиями федерального законодательства. (п. 1 главы 5.1 Правил…) – то есть зем. участок должен быть выделен перед проектированием. Это можно проверить по публичной кадастровой карте rosreestr.ru , зная точно место положения объекта. Отсутствие прав на использование земельного участка нарушает ряд требований Земельного кодекса.
4. Вероятнее всего, зем. участок находится в русле реки, на эту территорию «Правила … » могут не распространяться, тогда требуется проведение процедур, связанных с подготовкой, обсуждением посредством публичных слушаний и утверждением документации по планировке территории, определенных частями 1-16 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ.
5. На проектную документацию должно быть получено положительное заключение государственной экспертизы –ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации…»
6. В случае если земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения необходимо проведение экспертизы в ФАУ «Главгосэкспертиза» г. Москва или ее ростовском филиале, а также прохождение экологической экспертизы в г. Москва (п. 9 и) Постановления Правительства РФ N 145, п. 7.1 ФЗ № 174-ФЗ от 23.11.1995 «Об экологической экспертизе»).
7. При ведении работ в водном объекте проектная документация должна быть согласована территориальным управлением Росрыболовства (Постановление Правительства РФ от 30.04.2013 N 384).
Следующий этап – разрешение на строительство. В большинстве случае для получения разрешения нужны следующие документы.
1. Правоустанавливающие документы на земельный участок.
2. Градостроительный план земельного участка.
3. Проектная документация.
4. Положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.
В связи с тем, что указанная территория является скорее всего охраняемая природная территория, разрешение должно выдавать Министерство строительства края.
Затем необходимо провести процедуру ввода объекта в эксплуатацию, для чего помимо прочего требуется:
1. Правоустанавливающие документы на земельный участок.
2. Градостроительный план земельного участка.
3. Материалы, содержащиеся в проектной документации.

4. Положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.

Обратите внимание, что с земельным участком под автомойкой, отсыпными территориями под автобазами и разумеется зданиями с жилыми помещениями в реке Херота скорее всего  нарушены все три этапа – проектирование-строительство-ввод в эксплуатацию и допущены уклонения от всех вышеприведенных нормативных документов, а также нескольких десятков подзаконных актов,  поскольку в случае соблюдения норм и правил, подобное строительное творчество просто не могло существовать в таком виде.

Кроме того следует отметить, что для объектов расположенных в реке, так же вероятнее всего существует необходимость заключения договора водопользования с Кубанским БВУ.
В соответствии со ст. 11 ВК РФ предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование. Предоставление водного объекта на основании одного из указанных документов зависит от цели использования такого объекта. Как правило, права на водные объекты приобретаются для последующего использования таких объектов в рекреационных целях, что может включать организацию спорта, туризма, отдыха, в том числе обустройство пляжей, строительство необходимых для этого сооружений и т.п.
Согласно п. 1 ст. 16 ВК РФ договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено ВК РФ. П. 2 ст. 16 ВК РФ и п. 1 Постановления Правительства РФ от 14.04.2007 № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона» предусмотрено, что право на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, приобретается на аукционе в следующих случаях:
1. Если договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
2. если имеется несколько претендентов на заключение такого договора.
В случае, если проведение аукциона для предоставления водного объекта в пользование не требуется, то заключение договора водопользования осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 № 165.
В случае, если проведение аукциона необходимо, то заключение договора водопользования осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 № 230.
Подготовка и принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование осуществляются в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства от 30.12.2006 № 844.
Нет практически никаких оснований предположить даже теоретическую возможность законности и наличие основания для выделения хотя бы одного участка на реке Херота или её притоках в границах пойменных зон и, как следствие, помимо прочего отсутствия нарушение Федерального закона Российской Федерации от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" уже даже при взгляде на сами гидротехнические и иные построенные на этих участках конструкции. Одни мосты-плотины чего стоят. Но однако они стоят, равно как и многоэтажные жилые здания.

Стоят, функционируют. Функционируют там, где к примеру в соответствии с требованиями водного кодекса запрещен сброс сточных вод – дренажных, бытовых, ливневых и тем более производственных. Вот гаражно-строительный кооператив удобно расположился в том же русле реки, и сбрасывает запрещенное без проблем, сужая русло самим фактом своего существования.

10.

Да, именно комплекс гидрометеологических  явлений образовавший такое опасно явление, как выпадение 175 мм осадков за короткий промежуток времени в том числе в бассейне речной системы Хероты привел к резкому поднятию уровня воды, это факт. Но масштаб зоны поражения и тяжесть наступивших последствий, как то площадь наводнения и высота гребня паводка, обусловленны отнюдь не разрушением тела плотины или же открытием шлюза Серебряного озера, нет. Одним из основных факторов, причем антропогенного характера, оказавших прямое и главное влияние на масштаб и характеристики наводнения безусловно является преступное нарушение правил организации работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, расположенных на охраняемой природной территории, то есть возведение искуственных сооружений изменивших ширину, глубину и направление русел системы реки Херота, ограничивших пропускную способность и приведших к перенаправлению хода течения на городские кварталы, согласно особенностям и высотам рельефа местности. Именно безумная хаотичная застройка и сама возможность реализаци бесконтрольной застройки русел.

В данный момент в средствах массовой информации появились упоминания о начали прокурорских проверок по фактам наступления последствия чрезвычайной ситуации с затоплением территорий, приведших к остановке работы транспортных узлов. Но смогут ли прокуроры установить связь и выявить очевидные факты. Или даже не так. Захотят ли установить причину, или все же спустят ситуацию на тормозах.

А если посмотреть на ситуацию со стороны, можно заметить, что застройщикам любого сорта по сути наплевать, где и как формировать земельные участки. Насколько именно земельные участки могут быть пригодны и безопасны для строительства как многоэтажных зданий с жилыми помещениями, так и зданий под технические нужды, если имеется возможность купить, взять в аренду или как в случае с рекой Херотой – искусственно создать земельный участок там, где его никогда не было и быть не могло. Это бизнес с миллиардными оборотами. Им плевать, если есть возможность строить – будут строить. Бизнес, ничего личного, застройка как факт – лишь следствие. Но откуда появилась возможность вести дела или что является действительной причиной наступления тяжести последствий наводнения.

Возможность. Возможность безнаказанно вести строительные работы любого уровня и размаха, оперативно на протяжении многих лет предоставляемая представителями как местных, так и краевых органов власти. Мы ознакомились с абсурдными нагромождениями в руслах и механизмом их влияния на минувшие катастрофические события. Эти строительные недоразумения существуют, хотя если посмотреть на законный процесс получения разрешительной документации на основании законной проектной документации, в таком виде и такой форме их не может существовать, потому что существовать не может. Следовательно, они были построены и узаконены постфактум. В некоторых многоэтажных зданиях вообще продаются даже не квартиры, но свидетельства на собственность некой "жилой площади", что как бы намекает на незаконность строения априори. Именно представители власти, задействованные в процессе "узаконивания" всего этого непотребства, с конечно же бессеребреннического попустительства которых, русла рек пришли в свое современное состояние безусловно являются одной из основных причин не самого наводнения, но его масштаба и тяжести наступивших последствий.

Реке не оставили шансов уместиться в русло:

11.

Параллельно утопив вокзал, вода нашла выход к морю в жилых кварталах, сформировав более чистое второе русло по наиболее удобной ложбине с точки зрения ширины и перепада высот – улицам Петрозаводской и Гастелло:

12.

Кроме того, необходимо упомянуть автоматизированную систему мониторинга «Эмерсит», применяемую для измерения, обработки и анализа параметров окружающей среды; приспособленная для отправки преобразованных значений и сигналов тревоги относительно состояния реки Херота и по сути призванную значительно снизить тяжесть последствий чрезвычайной ситуации за счет своевременного оповещения об опасных ситуациях показала свою неэффективность в руках сочинских деятелей.

Либо система не работала, и оповещения дежурного не было в принципе.
Либо система работала, но работала не в автоматическом режиме и дежурный проспал.
Либо работала система, работал дежурный, но опасную скорость повышения уровня воды проигнорировали оба.

Какие именно обстоятельства помешали министерству обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности краснодарского края выполнить работу на должном уровне доподлинно неизвестно. Известно другое. Жертв удалось избежать в большей степени оттого, что чрезвычайная ситуация получила развитие днем, и была скоротечна но не стремительна. В отличии от Крымска, где в темное время суток многометровый вал воды пролетел по жилому району, в Сочи в светлое рабочее время гребень паводка прошел за некоторое время  Но в работе органов ГО и ЧС Кубани все же есть некие схожие черты – сигнал сирены "Внимание всем!" сработал лишь тогда, когда не только по Петрозаводской, но уже и по улице Гастелло поплыли все кому не лень. Это не результат. Это фиаско:

13.

Тем не менее, искусственно созданные земельные участки на всем протяжении реки разумеется узаканиваются серыми схемами, с участием практически всех видов организаций представляющих в городе власть. Обычно, берутся документы на участок земли произвольной формы, берется место рядом/в реке, "сажается" кадастровым инженером на карту, кадастровая палате "не обращает внимания" на его место расположения и выдает документы. Юстиция на основании этих документов выдает свидетельство о собственности на участок, предназначеный кстати скорее всего для строительства индивидуального жилого строения, и не выявляет наличие охранной зоны реки, поскольку кадастровая палата не поставила отметку о её наличии на основании отсутствия данных из администрации города, не проверившей "посадку" участка на генплане.

Строительство самих отдельно стоящих и комплексов зданий производится под требования упрощенной схемы без получения разрешения на строительство, а во время строительства именно администрация города не замечает в упор никаких работ и, что характерно, не выносит постановлений о сносе по очевидным поводам. После того, как все готово в натуре, следует проведение экспертизы кубанскими краевыми специалистами и суд конечно же постановит, что со зданием стоящим в реке все отлично. Оно легализовано.

В процессе участвуют все, и винить застройщиков как некую первопричину, равно как и резонансный вопрос о спуске воды с плотины Серебряного озера, тупиковый путь. В случае со строительством бизнес, чистый бизнес – есть в первую очередь бизнес. И он будет строиться и развиваться там, где ему дают для этого пространство и возможность сочинские и краевые власти. Раньше существовал априори порочный игорный бизнес, делал деньги. Теперь он под запретом на территории нашей страны, и деньги делают деньги в другом месте.

Но вот вредставители органов власти, на чистом альтруизме надо полагать, создавшие все условия для обхода Водного и Земельного кодексов, создали возможность для застройки русла, параллельно устроив городу серьезную проблема, которую так просто решить уже не выйдет. Русло не справляется и не будет справляться с паводками так, как справлялось раньше.

Существовавшая прежде гидротехническая система плотин и дамб, механизм которой в случае приближения опасного природного явления, более менее работал теперь бесполезен. Русла заилены. Низкоподъемная водонапорная плотина Серебряное озеро находится в аренде у частных лиц, и управление режимами работы, как то к примеру сброс воды перед прогнозируемыми паводковыми явлениями для свягчения последующего удара стихии не осуществляется. Каскад бетонных дамб с шлюзами, из которых прежде так же осуществлялся сброс воды для последующей гидроаккумуляции поступающей паводковой воды разрушен. Русла застроены и заужены до значений, выходящих за рамки здравого смысла. Мы имеем множество сложившихся неблагоприятных факторов. Но основными причинами возникновения части из них, предопредиливших наибольший масштаб трагедии, безусловно является совокупность действий органов власти. От которых в большей степени пострадали люди, ко всем этим делам непричастные, в совершенно другой части города:

12.

Предприниматели:

13.

Простые жители:

14.

Пенсионеры, всю жизнь посвятившие строительству города-курорта сочи:

15.

Молодежь, у которой в одночасье выбили почву из под ног:

16.

Обыкновенные люди:

17.

И бюджет, из средств которого теперь необходимо осуществлять поддержку тех, кто потерял все:

18.

Аналогичная картина наблюдалась в городе Ессентуки в 2002 году, где таким же образом застроенная река при таком же попустительстве и конечно же бескорыстном умысле со стороны властей вышла из берегов, устроив масштабное наводнение с человечестими жертвами. Ситуация для властей характерная и типичная. Но в отличии от нашей ситуации, там комплекс проблем был изобличен и признан. Волевое решение принято, русло расчищено, строется отводящий паводок лоток, дренажи и всячески исправляются допущенные отнюдь не случайно ошибки. Хотя семьям погибших от этого совсем не легче.

У нас в городе на данном этапе лишь рапортуется об опасном явлении, неотвратимости и неизбежности сил природы, злом роке наконец. К примеру, мэр Анатолий Пахомов отмечал, что ливневая канализация не смогла справиться с дождем. «Ливневая канализация, спроектированная по всем правилам, оказалась не готова к выпавшим сегодня утром объемам осадков». Угу.

Обновленный глава региона Вениамин Кондратьев обещает что при расследовании произошедшего человеческий фактор будет рассматриваться вместе с другими версиями. Угу.

Город Сочи все больше становится городом контрастов. С одной стороны, федеральными властями возведена транспортная и иная олимпийская инфраструктура на высочайшем уровне, не без изъянов, но исправно функционирующая. Ставшая наследием города и страны. С другой стороны, муниципальные и краевые власти создающие условия, добивающие остатки советской инфраструктуры с усердием, достойным иного применения в надежде на авось, от одной чрезвычайной ситуации до другой. Интересно, существует ли в городе вообще власть, как таковая, способная навести порядок на подшефной территории? И кто конкретно в городе вообще власть?

Источник: ree4.livejournal.com