После того как Дмитрий Медведев назвал ситуацию с сетями связи третьего поколения позорной (их до сих пор не могут развернуть в Москве и Московской области), чиновники и операторы забегали и вообще активизировались.

Это и понятно – президент еще в апреле говорил, что стране нужны сети 4G, в частности, WiMAX, а конце октября он показательно заинтересовался конкурирующим с WiMAX стандартом LTE, с намеком на то, что если WiMAX будет не очень хорошо приживаться в России, страна займется Long Term Evolution (LTE).
Сейчас 3G в разных видах борется с GSM. WiMAX на всякий случай пробует обойти 3G. LTE смотрит на эту возню с высоты готовящейся для этого стандарта европейской экспансии.

Евросоюз в 2010 году вложит 18 миллионов евро в разработку технологии связи четвертого поколения . Максимальная скорость обмена данными в таких сетях составит гигабит в секунду.

Например, крупнейший в мире производитель сотовых телефонов, финская компания Nokia, уже заявила о бесперспективности WiMAX. Она поддержит LTE и в 2010 году начнет выпускать телефоны для работы в этих сотовых сетях.Над созданием таких сетей так же работают Motorola, Verizon, Bell и Telus, шведский оператор Telia. Ожидается, что к 2013 году сотовые операторы по всему миру вложат в оборудование с поддержкой LTE около 6 миллиардов евро.

В это время в России внедрение 4G, где еще пока даже 3G мало распространен, стало лишь поводом для борьбы за новые частоты мобильными операторами. МТС, “Вымпелком” и “Мегафон” просят отдать им частоты, которые были выделены WiMax-операторам, но пока не используются. Если говорить о использовании этих частот хотя бы частично, можно назвать WiMax-операторов, которые используют для версии мобильного WiMax те же примерно частоты. Компания “Скартел” (Yota), например. Она развивается динамично, уже, по заявлению ее менеджмента, вышла на точку операционной безубыточности. Естественно, частоты они не отдадут.

А вот темпы развития телекоммуникационного рынка Сочи в настоящее время зависят в большей степени от ожиданий, нежели от трезвой оценки рынка. С одной стороны, это создаёт серьёзный задел мощностей, что положительно скажется на возможностях инфраструктуры связи во время проведения Олимпийских игр, с другой стороны, операторам потребуется серьёзная переоценка инвестиционной привлекательности этих проектов в постолимпийский период.