Последнее время в Сочи замечена крайне неприятная тенденция, уже ставшая долговременной. В погоне за неким "европейским уровнем" город перенимает не только лучшие черты из сферы обслуживания и организации управления, характерные столь полюбившимся многим соотечественникам курортов Средиземноморья, но и специфичную для многих зарубежных исторических центров черту — дефицит зеленых насаждений в привычном нам понимании, когда основной мотив задают деревья с обширной кроной и крупными листьями или же рассаженные группы хвойных.

Именно они способствуют смягчению солнечного радиационно-теплового режима, опуская радиационную температуру на 20-30°С, компенсируют перепады температуры воздуха на 2-6°С, регулируют влажность в большом объеме и снижают скорость ветра, а изменяя температуру и влажность воздуха, способствуют появлению воздушных местных потоков: в жару нагретый воздух поднимается вверх, но на его место поступает прохладный воздух. Фактически — это и называется создавать микроклимат, характерный для курорта.

В рамках подготовки к проведению зимней олимпиады, в связи со строительством многих, бесспорно необходимых инфраструктурных объектов, городская черта продолжает недосчитывается сотен и сотен единиц растений с большой кроной, составляющих основу зеленых насаждений общего значения.

Сейчас появилась возможность отследить этот процесс на примере одной из улиц, известной каждому жителю и гостю курорта, воспользовавшемуся воздушными воротами. Улица Мира — первая, встречающая каждого характерным для города зеленым массивом.

Согласно опубликованному плану строительства транспортной развязки "Аэропорт" в Адлерском районе города Сочи, не до конца ясно зонирование, а следовательно и дальнейшая судьба указанного массива.

Тем временем, будущая строительная площадка уже отгорожена и транспортный поток перенаправлен по соседней полосе в двустороннем режиме:

2.

Дороги строили и расширяли всегда, да вот только каждый период времени характеризует в том числе и отношение к достижениям предыдущих поколений.

К примеру, в девяностых годах при расширении автотрассы, соединяющей город и аэровокзальный комплекс, из трехполосной в полноценную четырехполосную с разделителем, строители старались сохранить каждое дерево, посаженое еще при коммунистах:

3.

Уж тем более, если это дерево — двухметровый в обхвате Кария пекан:

4.

Теперь же, в этом нет никакой уверенности в том, что современные переделки так же оставят насаждения. Более того, есть все основания полагать, что этот участок действительно очистят от всех полноценных и здоровых многолетних деревьев совсем не дешевых пород. И не только от деревьев и кустарников:

5.

6.

И реперные точки уже давно отбиты, скоро тут должна пройти тяжелея техника:

7.

Обхват некоторых экземпляров аллеи нередко превышает пару метров:

8.

Ввиду большого поштучного количества кустарников и травянистых растений, а так же сжатого графика, по пампасной траве, лигуструму и прочим олеандрам могу сказать лишь только то, что они есть. Их много. Посажены не абы как, а согласно какой-то схеме, дабы радовать глаз композицией:

9.

Другое дело, что хотя должного ухода за посадкой видимо не было, сама расстановка растений, когда в кадр запросто попадает 5-7 разных видов, несвойственных другим регионам России, вполне приятна:

10.

Предвыборная агитация уже началась. С особым, как говориться, цинизмом:

11.

Из относительно недавних посадок, следует отметить любимые многими магнолии, особенно хорошие в цвету:

12.

Мы пересчитали и учли обхват, а так же состояние каждого дерева, не хуже этих ваших независимых оценщиков:

13.

Не исключено, что это, конечно, в некоторой степени алармизм и большая часть из изображенных на этих фотографиях части улицы прекрасных пеканов, кедров, кипарисов, магнолий и прочих олеандров продолжит красить наш город своим присутствием, но ведь мы уже имеем горький опыт. На улице Ленина канули в лету пятидесятиметровые эвкалипты и клены под стать им. А Авиационная лишилась доброй сотни кипарисов. Адлерское транспортное кольцо утопавшее в зелени у аэропорта кануло в лету. Улица Мира потеряла свой характерный зеленый облик, и это только в Адлерском районе.

Оно и понятно: строительство громадных масштабов невозможно без потерь, но ведь появляются вопросы и из иной плоскости. Не секрет, что существуют разнообразные программы компенсационных посадок. Взамен, так сказать, утраченному. И вот тут, на наш взгляд, будет происходить самое интересное. Учитывая тотальную монетизацию большинства внутригосударственных процессов, небезынтересен такой аспект. Как именно произойдет оценка стоимости, к примеру, данного зеленого массива? Кто, кому и в каком объеме будет производить эту самую компенсацию и хватит ли тех средств на приобретение и посадку аналогичных по виду и сорту пород деревьев в том же самом объеме, решительно неясно. Равно как не ясно, в каких именно районах города будут производится эти самые высадки.

Отрадно, что в отличии от других случаев вырубки деревьев, формирующих зеленые массивы обозначаемые в классификации, как общего значения, здесь и далее, мы будем располагать возможностью сопоставления утраченного с приобретенным, для чего составдена таблица:

14.

В дальнейшем, мы планируем следить за развитием событий и по возможности освещать любые спекуляции на эту тему, как то, к примеру, замену платана на карликовый кипарис в кадке, приобретенный каком-нибудь нибудь Итальянском питомнике.

В этом общественно-значимом вопросе приемлем только принцип дуб за дуб.

А лучше за два.